Понедельник
10.12.2018
03:42
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [26]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя математики Солодковой Наталии Владимировны
Главная » Файлы » Мои файлы

Семинар "Формирование УУД в рамках реализации ФГОС ООО"
19.11.2012, 22:05

«Формирование УУД у учащихся основной школы»

Учитель математики МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» Солодкова Наталия Владимировна

     В  современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие. И современная школа должна готовить своих выпускников к реалиям жизни.  Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.    

   Цели, стоящие перед современой школой,  сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. 

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным и предметным):

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 

 

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

    Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы должны отказаться от «багажа» знаний. Необходимо просто поменять приоритеты. Предметное содержание перестало быть центральной частью стандарта.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

   Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора  и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:

 1) личностные (самоопределение,  смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

2) регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

3) познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

 4) коммуникативные.

   Вопросы теории и практические рекомендации по данной теме подробно изложены в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий»  под редакцией  А. Г. Асмолова. Авторами представлены основные типы заданий, направленные на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей обучающихся 5-9 классов.

    Остановимся несколько подробнее на каждом виде универсальных учебных действий.

В блок личностных универсальных учебных действий входит:

  Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Формирование личностных УУД проходит через различные упражнения, указание практической значимости математики.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

УУД должны формироваться всем педагогическим коллективом. Обучающиеся должны осознавать, что те навыки, которые они получают на одном уроке, - универсальны,  и они могут пользоваться ими на остальных предметах.

Деловая игра  (работа в группах).

Группы должны предложить занятия, задания, формы работы на формирование УУД.

Тема «Война 1812 года. Оставление Москвы»

1 группа.  Личностные УУД

2 группа. Познавательные УУД

3 группа. Регулятивные УУД

4 группа. Коммуникативные УУД

Работа должна быть предложена в форме презентации с дальнейшей защитой.

Категория: Мои файлы | Добавил: nata
Просмотров: 15218 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: