Пятница
19.04.2024
07:04
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя математики Солодковой Наталии Владимировны

Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся через проектную деятельность

Солодкова Наталия Владимировна,

учитель математики МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

 

    В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие. Эти качества получили название «ключевых компетенций».  Идея развития компетенций является одной из основных идей модернизации образования. Эта идея выводит цель образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. Перед школами ставятся следующие задачи: формирование такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Учеба должна стать более увлекательной и интересной, должна ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

И как основы формирования ключевых компетенций учащихся нужно активно использовать преимущества проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Метод проектов учитель может использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.  Учащиеся, работая над определённой темой,  ставят цели, определяют пути решения задач,  самостоятельно ищут и обрабатывают полученную информацию. Учащиеся не просто получают знания, а учатся их добывать.  Одним из видов проектной деятельности является создание мультимедийных презентаций. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Созданные учащимися проекты учитель может использовать в своей деятельности, что ещё больше увеличивает значимость детских работ. 

Итак, что же такое проект?

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио

Этапы проектной деятельности:

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта.

Классификация проектов:

  • по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
  • по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;
  • по форме продукта – газета, буклет, словарь, мультимедийный продукт и т.д.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся об­ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы  хорошо вписывается в учебный  процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию. При реализации метода проектов и исследовательского метода на практике меняется роль учителя. Он перестает быть носителем готовых знаний, а становится  организатором исследовательской деятельности своих учеников. Учитель отдает приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 Учащиеся гимназии на уроках и во внеурочное время выполняют огромное количество проектов, как индивидуальных, так и групповых, как исследовательских, так и творческих.  Удачными можно назвать проекты под общим названием «Электронный учебник». Учащимся определённого класса предлагается самостоятельно изучить одну из тем учебника, подобрать к ней дополнительный материал, практическую часть и оформить собранный материал в виде презентации, которую нужно представить на уроке изучения данной темы. Продолжительность  проекта – учебный год. Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание, а в результате получается групповой продукт.

          Учащимся 5-6 классов очень нравится проект «Интересная задачка». Ребята придумывают или находят  в дополнительной литературе интересную задачу, создают презентацию, а затем предлагают  своим одноклассникам решить ее. Учащимся нравится и процесс творчества, и процесс презентации своего творения.

 Особым интересом у старшеклассников пользуется  проект «Великие математики»,  который они представляют своим младшим товарищам во время Недели науки, тем самым приобщая их  к проектно-исследовательской деятельности.

 Из выполненных гимназистами исследовательских работ особо хочется отметить проект «Золотое сечение», который  на Неделе науки-2009, в секции «Математика», получил диплом 1 степени. Данный проект реализовывался  ученицами 11 класса Быковой А.  и  Малышевой Е. в течение учебного года.  Ими была изучена история золотого сечения, границы применения, свойства, некоторые из которых они проверили на практике. По результатам проведённой работы ими были сделаны практические выводы.   

        В заключение необходимо отметить, что учащиеся, которые могут творчески подходить   к решению проблемы, проводить исследования, представлять результаты своей работы,  займут достойное место в современном обществе, которое так нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях.